Лекция: «Буллинг как форма насилия в ученическом коллективе».

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ПО РАБОТЕ С КЛАССОМ
Для учителей самыми частыми последствиями буллинга являются большее количество негативных эмоций в общении с детьми, проблемы с дисциплиной в классе, снижение статуса среди учеников, чувство собственной несостоятельности и бессилия, риск административных взысканий, когда ситуация выходит из-под контроля, и травля приводит к физическим повреждениям, суицидальному поведению, конфликтам с родителями.
Мотивирование класса на борьбу с буллингом – это главная задача классного руководителя и команды учителей, преподающих в данном классе. Побуждайте ребят к тому, чтобы вместе работать над возникающими проблемами, над созданием хорошей и открытой атмосферы в классе. Особенный вклад вносит способность учителя быть примером для своих учеников.
Целесообразно создание свода правил, совместно с детьми, в отношении буллинга и поведения детей при столкновении (напрямую или косвенно) с ним.
Правила класса могут быть такими:
Мы внимательно слушаем друг друга.
Мы даем друг другу высказаться.
Мы говорим с человеком, а не о нем.
Мы ни о ком не говорим плохо.
Мы не говорим об отсутствующих.
Мы отказываемся от обидных прозвищ и ругательств.
Мы не смеемся над кем-то, если он сделал ошибку или еще чего-то не умеет.
Если с кем-то обращаются несправедливо, мы обращаем на это внимание и помогаем ему.
Мы не собираемся в группы, чтобы «дружить против» кого-то.
В течении одного часа/дня мы говорим друг другу только хорошее.
Хорошую службу в случае острого буллинга может сослужить заведенная в классе «Книга жалоб и предложений». В этом же смысле очень полезным бывает назначение учителем специального времени, когда ему можно звонить по телефону для обсуждения своих проблем. Это особенно нужно в острой фазе буллинга, когда ребята могут опасаться открыто подойти к учителю. Регулярно (примерно раз в неделю, пусть даже в течение нескольких минут) разговаривайте с классом о хорошем, что произошло за неделю, а также о возникших проблемах. В таких беседах можно также обсудить, насколько хорошо работают принятые в классе правила. Здесь можно вырабатывать и новые правила, а также выбирать «правило недели». Важно, чтобы на таком классном форуме взгляд был обращен преимущественно на сегодня и завтра, а не на вчера.
Мероприятия при обнаружении конкретного случая буллинга:
Осторожные и аккуратные действия по защите жертвы буллинга.
Выравнивание сил. Учитель показывает классу, что уважает тех, кто оказался в слабом положении, в особенности тогда, когда класс не проявляет к этому человеку уважения и не признает его. Учитель никогда не критикует подвергающегося буллингу ученика в присутствии других ребят. При необходимости учитель ищет с ним контакт на переменах, чтобы поговорить с глазу на глаз. В классе учитель вселяет в него мужество, поскольку мужество – это первое, что пытаются в нем разрушить при буллинге.
Выстраивание структуры непосредственной поддержки как жертвы, так и буллеров. Учитель разговаривает с каждым из ребят один на один или собирает для беседы группу, состоящую из жертвы, буллеров и их друзей, обсуждая происходящее и вырабатывая для них определенные правила.
При выявление в своём классе буллинга, учителю стоит поставить в известность руководство школы, школьного психолога, а также родителей учеников.