
Делинквентное поведение – повторяющиеся асоциальные проступки, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы. Такое поведение не влечет за собой уголовной ответственности изза ограниченной общественной опасности или недостижения возраста, с которого начинается уголовная ответственность. Оно проявляется в оскорблениях окружающих, побоях, поджогах, садистских действиях, мелких кражах, вымогательстве, распространении и продаже наркотиков.
Криминальное поведение - противоправные поступки, которые по достижении возраста уголовной ответственности служат основанием для возбуждения уголовного дела, и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Аддиктивное поведение - один из видов асоциального отклоняющегося от нормы поведения, характеризующееся бегством от существующей реальности: бегство в тело (анорексия, булимия), в работу (трудоголизм), в одиночество, в фантазии (игры), в религию, в секс, суицид, употребление ПВА. Нельзя забывать, что употребление психоактивных веществ, включая наркотические вещества, является одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. Большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половины лиц, регулярно употребляющих ПАВ - подростки.
Патохарактерологическое (расстройство личности и акцентуация характера) и психопатологическое поведение (бредовые, навязчивые идеи, галлюцинации) - негативные формы девиаций. Такое поведение дезорганизует общественную систему, подрывает ее основы и наносит значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.
Факторы, влияющие на возникновение асоциального поведения, достаточно разнообразные: личностные, социальные, биологические, перенесенные заболевания и травмы. Биологические факторы. Влияние биологических факторов до сих пор спорно. И не потому, что нет такого влияния, а потому, что существующие исследования не дают достаточно доказательств для четко очерченной зависимости между асоциальным поведением и конституционно-биологической обусловленностью человека. Вместе с тем есть основания искать связь между асоциальными проявлениями в поведении личности и некоторыми характеристиками ее темперамента. Социальные факторы асоциального поведения многочисленны, имеют разную степень воздействия и специфически группируются в каждом конкретном случае. Исследования показывают, что причины отклонения кроются чаще всего в семье, школе, группах непосредственного окружения. Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе Трудности в общении со сверстниками на улице Тревога и напряжение в общении по месту учебы Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий Навязчивые формы поведения; переедание, азартная и компьютерная игромания Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями, мозговая патология. Посттравматический синдром; перенесенное насилие Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье.
Характеристики семей, вызывающих асоциальное поведение детей: семьи, члены которых имеют психические или другие тяжелые заболевания; пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное поведение; семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия; семьи, в которых отец является авторитетом и в то же время не интересуется личностным развитием ребенка, а мать отвечает за воспитание ребенка; семьи с дефицитом заботы и любви у одного или двух родителей к ребенку; штрафным воздействием, авторитарным воспитательным воздействием (формирование строгого послушания и дисциплины у ребенка), либеральным воспитательным воздействием, затрудняющим формирование системы ценностей и норм у ребенка; чрезмерной опекой над ребенком; воспитание ребенка в духе неуважения к общественным нормам. Малая или дружеская группа может также является фактором асоциального поведения, если присутствуют асоциальные элементы в системе норм, которыми руководствуются члены группы в своем поведении; во взаимоотношениях в группе господствует авторитарный стиль, проявляется насилие; если в группе распространена антишкольная субкультура.
Школа является важным фактором, который может способствовать появлению и развитию асоциального поведения детей. Большое значение в этом случае имеет стиль работы педагога: Авторитарный стиль, когда работа направлена на достижение послушания, дисциплины, порядка. Из педагогических средств преобладают санкции, наказания, ограничения. Отсутствует индивидуальная и дифференцированная работа. Организация, формы и методы обучения не создают возможностей для успеха каждого подростка. Либеральный стиль, при котором нередко отсутствует систематическая и последовательная работа, необходимая для достижения воспитательных целей. Чаще это относится не столько к школе вообще, сколько к некоторым группам учителей.
Профилактика асоциального поведения Профилактика асоциального поведения – это научно-обоснованная, своевременная деятельность, направленная на предотвращение возможных отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений. Она заключается: - в выявлении и пресечении случаев жестокого обращения с подростками; - в оказании помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, - в обеспечении и защите конституционных прав несовершеннолетних; - в оказании помощи по предупреждению правонарушений; - в профилактической работе с семьями учащихся. Задачи школы по профилактике асоциального поведения 1. Создание гуманистической воспитательной системы, обеспечивающей детям интеллектуальную, социальную, нравственную подготовку, необходимую для жизненной адаптации. 2. Целостность образовательного процесса, повышение воспитывающего характера обучения и обучающего эффекта воспитания. 3. Своевременное выявление неблагополучных семей, тесное продуктивное взаимодействие школы и семьи. 4. Формирование у педагогов навыков конструктивного взаимодействия с подростками «группы риска». 5. Создание форм просвещения родителей по актуальным проблемам коррекции отклоняющегося поведения у детей и подростков. 6. Недопущение немотивированного исключения детей из школы, практики «второгодничества».
Совершенствование психолого-педагогической помощи детям с школьной дезадаптацией. 8. Работа по формированию и поддержанию стремления детей и подростков к позитивным изменениям в образе жизни через обеспечение их достоверными медико-гигиеническими и санитарными знаниями. 9. Развитие сети дополнительного образования, предоставляющей возможности для воспитания, развития творческого потенциала, самоопределения и самореализации подростков. 10. Организация оздоровительных мероприятий для подростков. 11. Развитие системы учебных курсов по вопросам правоведения. 12. Организация досуговой деятельности подростков, формирование системы нравственного воспитания. 13. Профориентация и трудовое устройство. 14. Пропаганда и распространение среди детей здорового образа жизни. 15. Оказание социальной помощи семьям. Организация помощи подросткам с асоциальными формами поведения Информационная помощь: информирование подростков о правах и обязанностях, о требованиях к выполнению установленных социальных норм через СМИ, кино, литературу, произведения культуры, систему правового обучения. Социально-профилактическая: выявление и устранение основных причин и условий возникновения негативных явлений. Медико-биологическая: своевременные целенаправленные меры лечебнопрофилактического характера. Социально-педагогическая: восстановление и коррекция качеств личности подростка с отклонениями в поведении.
Помощь должна носить характер интенсивной коррекционно-воспитательной деятельности с целью разрушения социально-отрицательных и формирования социально приемлемых форм поведения. Этого можно добиться посредством индивидуальной и групповой воспитательной работы, индивидуальной и групповой терапии, труда и приобретения профессиональной квалификации, посредством создания условий для развития интересов.
Надо помнить, что для подростков особенно актуально мнение их возрастного окружения, являющегося референтной (значимой) группой в этот период. Если ближайшее окружение имеет асоциальную систему норм и ценностей, то необходимо, чтобы помощь была направлена на это окружение. Можно добавить специальные советы, семейную терапию, работу социального работника, школьного педагога и психолога с семьей и малой группой. Важное значение имеет подготовка учителей для работы с трудными детьми. Практика показывает, что учителя часто не имеют социально-педагогической подготовки. Вся работа учителя направлена на усвоение знаний учащимся и не уделяется необходимого внимания воспитательной работе. Необходимо сотрудничество с подготовленными кадрами — психологами, социальными педагогами.
Проблемы подросткового возраста. Подростковый период – самый сложный, самый критический из всех возрастов. Это период полового созревания, в котором подросток плохо контролирует свои эмоции из-за выброса гормонов, период осознания себя как личности, когда ребенок сравнивает себя с другими, это период отчуждения от взрослых и поиск себя в группе сверстников.
Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстниками: Конфликтное отвержение со стороны сверстников Вымогательства денег, давление, шантаж Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания, унижения Принуждение совершать поступки против воли, т.д. Как часто бывает в школах, когда ребенок, ошибившись в жизни раз, становится черным пятном. А если к такой характеристике и взгляду предрасполагает его семейное положение, алкоголизм родителей, низкий уровень нравственности семьи? У учителей вырабатывается стереотип проблемного ребенка, соответственно наблюдается: -негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности. -тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик. -несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми. -в разных ситуациях ребенок обвиняется во всех проблемах и трудностях, т.д. Отсутствие прочных социальных связей. Отсутствие прочных социальных связей в семье, школе, неформальном обществе инициируют в подростках: постоянное желание восставать против чеголибо, не признают ничьи авторитеты, испытывают ощущение провала, безнадежности, появляется сильное стремление к независимости, не способны устанавливать близкие взаимоотношения и все больше отчуждаются от взрослых и сверстников, чувствуя себя брошенными, не нужными, отдаляются от коллектива, ищут себе поддержку на стороне, поэтому сильно подвержены влиянию со стороны криминального окружения. Алгоритм действий. 1. Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы) 2. Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты.Анализ полученных данных, выявление причин отклонений через заполнение методик 4. Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении) 5. Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами всех участников образовательного процесса. 6. Реализация плана работы, применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия 7. Анализ динамики развития, корректировка программы развития.
ПАМЯТКА СПЕЦИАЛИСТА ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА Работа педагога-психолога по профилактике девиантного поведения проводится в соответствии с основными направлениями деятельности педагоговпсихологов: • психологическая диагностика, • психопрофилактика и просвещение, • консультативная деятельность, • коррекционно-развивающая работа, • методическая работа и работа по повышению профессионального уровня. Психологическая диагностика - это вид деятельности психолога, направленный на: изучение индивидуальных психологических особенностей личности учащихся, выявление причин отклоняющегося поведения и их уточнение, изучение особенностей детско-родительских отношений, семейного микроклимата, анализ особенностей межличностных отношений подростка в коллективе сверстников и др. Психодиагностика. Плановая, Внеплановая (диагностика по запросу). Методы диагностики: наблюдения, беседы, анкеты, опросники, тесты, анализ продуктов деятельности ребѐнка и др. Важно отметить, что психодиагностика – не самоцель деятельности психолога, а необходимое звено для осуществления других направлений работы. Психологическое консультирование - это вид деятельности психолога, направленный на оказание помощи учащимся, родителям, педагогам в разрешении возникающих проблем. Консультирование: -Индивидуальное, -Групповое. Психологическая профилактика – специальный вид деятельности школьного психолога, направленный на содействие в созданий условий для предупреждения возможного неблагополучия в психологическом и личностном развитии детей.
Основные задачи психологической профилактики девиантного поведения: • предупреждение суицидального поведения и формирование у учащихся ценностного отношения к жизни, • профилактика конфликтов и неконструктивного взаимодействия, • оптимизация детско-родительских отношений, профилактика семейного неблагополучия, • профилактика насилия и предупреждение торговли людьми среди несовершеннолетних, • профилактика правонарушений и аддиктивного поведения, формирование у учащихся навыков ответственного и безопасного поведения. Формы профилактической и коррекционно-развивающей работы. Индивидуальные: Групповые: - профилактические беседы – тренинги - беседы-коррекции - уроки психологии - консультации, - психологические игры -психологические встречи с профильными специалистами - психологические игры, - семинары-практикумы - арт-техники и др. - показ тематических фильмов. Основные направления работы с девиантными детьми. Итак, после того, как провели полное диагностическое обследование и поняли проблемы ребенка, необходимо выработать основные направления работы с ним. Попытаемся систематизировать работу с девиантными детьми по линиям нарушений: нарушение в обучении, нарушение в поведении, нарушение в общении, нарушение в самосознании.
Нарушение в обучении. Оказание учителями-предметниками индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех. В первую очередь снова обращаемся к диагностике, наблюдениям, беседам с учителями-предметниками, чтобы выяснить, где больше всего проблем с обучением и только потом с помощью учителейпредметников оказываем ребенку реальную помощь. В то же время необходимо наблюдать за изменением его психологического состояния во время индивидуальной методической помощи, все наблюдения заносятся в журнал наблюдений. Нарушение в общении. - проведение классных часов с целью формирования навыков конструктивного общения. - бесед-практикумов по формированию способности к саморегуляции, обучению снятия эмоционального напряжения и агрессивности. - организация системы поощрений при применении навыков общения. Нарушение в поведении. Индивидуальная работа с родителями и ребенком (вместе находить пути разрешения ситуации до полного понимания ребенком причин и последствий своих действий) - Проведение бесед, практикумов по проблемам поведения (показать ребенку настоящие поступки, которые ценятся в обществе, необходимо закрепить их и сделать нормой поведения) - Создание комфортных условий ребенку в коллективе (использовать беседы с классом относительно восприятия ребенка в классе, игры на сплочение, коммуникативность, ролевые игры, в которых ребенок моделирует свое поведение с положительной стороны) - Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств через поиск таких видов деятельности, где ребенок мог почувствовать ситуацию успеха (вовлечение в деятельность класса, в школьное самоуправление, в кружки с последующей положительной оценкой его деятельности) - Организация групп педагогической помощи (ребенок находит среди окружающих значимого для него взрослого, которого он выбирает по интересам — классный руководитель, трудовик, т.д.)